15.02.2023

Орнитолог Наталия Зуева с 30 января по 2 февраля побывала на Втором Всероссийском орнитологическом конгрессе, который проходил в г. Санкт-Петербурге.

Первый такой конгресс состоялся пять лет назад – в г. Твери в 2018 году, и в течение конференции было уделено очень много внимания такому явлению, как бёрдвотчинг – буквально переводится как «наблюдение за птицами». Тогда это увлечение только начинало распространяться в России, в основном среди жителей столицы. В других же регионах активных наблюдателей можно было по пальцам пересчитать. Тем не менее, орнитологу очень часто приходилось получать сообщения от жителей г. Холма о встречах с птицами. Правда, в большинстве случаев люди затруднялись с определением. И вот, побывав на конгрессе и проанализировав опыт разных людей, Наталия Зуева решила создать сообщество, в котором наблюдатели птиц могли бы делиться своими фотографиями, находить ответы на вопросы, узнавать интересные факты о встреченных ими птицах. Поэтому в марте 2018 г. появилась группа ВКонтакте «Птицы города Холма и его окрестностей», позже переименованная в «Птицы Новгородской области».

Второй Всероссийский орнитологический конгресс, закончившийся одиннадцать дней назад, тоже оказался довольно масштабным событием, в котором приняло участие около пятисот человек. Тематика докладов была очень разнообразной, но основные направления исследований в целом повторяли картину пятилетней давности.
Как и в прошлый раз, много внимания было уделено вопросам миграций птиц – докладчик (Чернецов Н.С.) рассказывал, каких успехов удалось добиться за эти пять лет. В частности, для некоторых птиц была показана роль наследственности при выборе направления миграции. Интересно, что для знакомой нам славки-черноголовки известны два подвида, которые зимуют в разных частях африканского континента. Исследователи искусственно вывели гибридных птиц и посмотрели, куда они полетят на зимовку. Молодые птицы построили свой маршрут ровно посередине между миграционными путями своих родителей. Естественно, в этом случае, гораздо больше процент гибели птиц, поскольку не всегда новое направление оказывается подходящим для зимовки.
Также были продемонстрированы новые результаты исследований когнитивных способностей серых ворон. Например, были проведены тесты, проверяющие способность этих птиц изготавливать предметы в соответствии с представлениями о форме или цвете этих предметов (докладчик Булгакова Л.Р.). Как это выглядело? Была сконструирована установка, в которую можно было помещать кусочки бумаги. Но съедобное вознаграждение выпадало вороне только за бумажки определённого цвета или размера. Первый этап – обучение – заканчивался, когда ворона «понимала логику»: скажем, если перед ней лежали квадратики разного размера, она выбирала только большие, за которые положено вознаграждение, и игнорировала маленькие, или наоборот.

После этого начинался второй этап: серой вороне не давали в распоряжение готовых квадратиков, а предлагали огромный лист бумаги, от которого она должна была сама оторвать кусочки нужного размера. С этим тестом большинство птиц справлялись успешно. Конечно, кусочки слабо напоминали квадраты, но размеры ворона старалась соблюсти. Были и другие, более сложные и очень интересные задачи, решить которые не всем воронам было под силу.
Как и пять лет назад, обсуждались вопросы изменения численности птиц, зимующих в Европейской России (докладчик Преображенская Е.С.). Были представлены графики для 25 видов птиц. Увы, большинство из них за последние годы ощутимо сократились в числе, и самые серьёзные проблемы у видов – обитателей хвойных лесов. Графики для желтоголового королька и пухляка ползут вниз опаснее всего. В «ноль» вышла только желна, а немного увеличили численность сойка и чиж (в среднем на 1% в год).
Интересный доклад был посвящён оценке охотничьего пресса на куликов Дальнего Востока (коллектив авторов). Дело в том, что на Дальнем Востоке встречается более 60 видов куликов, среди них множество редких, в том числе находящихся под угрозой исчезновения. А среди местных жителей охота на куликов очень популярна. К охоте разрешены всего несколько видов куликов, но под выстрел периодически или регулярно попадают все кулики. И объём добычи проанализировать трудно, так как нет никаких адекватных данных.
В 2019 – 2022 гг. были организованы специальные поездки для исследования ситуации на месте. Анонимное анкетирование самих охотников, консультации с экспертами в области организации охоты и т.д. позволили получить некоторые результаты. Нагрузка на ряд редких и исчезающих видов оказалась неожиданно высокой. Дальневосточный кроншнеп, находящийся под угрозой исчезновения, добывается охотниками регулярно. Ситуация осложняется тем, что охотники в большинстве случаев уверенно отличают его от среднего кроншнепа и, тем не менее, намеренно добывают этот вид, даже если знают о его охранном статусе. Причём большинство выявленных случаев добычи этого вида относятся к периоду размножения и сосредоточены в его гнездовых местообитаниях.
Ещё один кулик, за спасение которого уже многие годы борются орнитологи – лопатень. Каких только усилий для этого не было предпринято! Учёные даже научились искусственно выращивать птенцов лопатня и адаптировать их к жизни в дикой природе, чтобы хоть немного увеличить его численность. Тем не менее, в ходе исследования выявлены случаи добычи и этого куличка, так как подавляющее число опрошенных охотников широко практикуют стрельбу по стаям куликов, в которых попадаются и лопатни.
В число охотничьих трофеев попадают такие редкие виды, как большой песочник, малый веретенник, охотский улит.

Что касается разрешённых к охоте видов, то ситуация по ним также внушает тревогу. За последние десятилетия численность мигрирующих средних кроншнепов в этом регионе упала многократно. Суммарный объём добычи среднего кроншнепа на Камчатке, Сахалине и в Магаданской области превысил 65 000 птиц в год!
Интересный доклад касался изменения в фауне птиц лесостепного Зауралья (докторская работа Тарасова В.В.) На презентации в числе прочего были показаны сдвиги ареалов разных видов птиц. И, например, если у нас в Новгородской области седой дятел в последние годы стал совершенно обычной птицей, поскольку расширяет ареал к северу, то у южных границ он, наоборот, исчезает. И такая картина вырисовывается для большого количества видов птиц.
Как же быть тем видам, которым двигаться к северу уже некуда? Эта проблема была озвучена в докладе, посвящённом белой чайке (докладчик Гаврило М.В.). Белая чайка – самая малочисленная морская птица Арктики, она связана с ледовыми местообитаниями на протяжении всей своей жизни. Кормится белая чайка среди дрейфующих льдов, причём обычно добывает еду, стоя на ледяной кромке – в отличие от других чаек, её не увидишь плавающей на воде. В кладке у этих птиц всего одно яйцо, но в плохие годы белая чайка может и вовсе не размножаться. Сокращение площади летних льдов привело к уменьшению площади доступных ледовых местообитаний. Центр гнездования белой чайки сместился к северо-востоку, при этом самые крупные ключевые колонии у южных границ ареала постепенно деградируют и исчезают.

Наталия Зуева, как старший научный сотрудник Рдейского заповедника, участвовала в постерной сессии. Её постер был посвящён роли Рдейского заповедника в сохранении соколообразных Новгородской области.